Искусство фрески известно было еще в Древней Руси. В то время живописью украшали церкви. Художники создавали фрески, красивейшие мозаики на церковных стенах.
Фреска и мозаика - два основных способа, или техники, в которых выполняется монументальная живопись.
Слово
«фреска» происходит от итальянского «fresco», что значит «свежий», «сырой». Фрески пишут по сырой штукатурке красками, которые разводятся водой.
Стену покрывают известковым раствором, и тотчас, пока раствор еще свежий, начинают писать красками – пигментом, разведенным чистой водой. Когда штукатурка высыхает, краски оказываются прочно закрепленными на стене, как будто накрепко впаянными в нее.
Выполняя фреску, художник должен писать очень быстро, ведь раствор на стене высыхает в течение десяти-пятнадцати минут, а после этого краски уже не закрепляются. Поэтому такая работа требует большого мастерства и необыкновенной точности. Стоит художнику чуть-чуть ошибиться и провести неверную линию, как весь фрагмент уже готовой живописи приходится счищать со стены, вновь покрывать поверхность штукатуркой и начинать заново.
Фресковые ансамбли создаются долго. Например, на роспись храма уходил года или два, даже если работали несколько мастеров. За день художник успевает расписать лишь небольшой фрагмент стены. А ведь следует еще учесть, что живописцу приходится работать на большой высоте (представь себе высоту храма, где художник расписывает купол) и часто в неудобном положении, запрокинув голову, если нужно, например, расписать свод, выгнутый дугой.
После того, как штукатурка просохнет, художник может продолжить работу, нанося краски, разведенные на смеси клея с известью. Так обычно пишутся во фресках мелкие детали и узоры. Этот последний слой живописи тоже довольно прочен, но все же он сохраняется хуже, чем живопись «по-сырому», и с течением времени трескается и осыпается.
При создании фрески необходимо точно соблюдать рецепт приготовления красок. Не всякая краска хорошо ложится на штукатурку, не всякая красочная смесь оказывается прочной. Если краски составлены неправильно, живопись отслаивается от стены и гибнет.
Стены церквей покрывали фресками, будто ковром - от пола и до самых сводов. В каждом городе художники писали фрески по-своему. В Суздале, например, часто украшали стены растительными или геометрическими орнаментами и на их фоне изображали фигуры святых.
Фрески создавали знаменитые русские мастера Андрей Рублев, Дионисий. А в Европе ими украшали соборы Леонардо да Винчи, Рафаэль.
Так же, как иконы, древние фрески хранят нашу историю. Они говорят о высоком искусстве художников, которое мы должны беречь.
Еще до сооружения знаменитой Сикстинской капеллы , на ее месте раньше стояла"Великая капелла", именно в ней во времена Средневековья собирался папский двор ( очень пышный, состоящий из двухсот членов, с многочисленными придворными, как духовного, так и светского сана, двор знати папы римского. Это были кардиналы, представители различных религиозных орденов и знатных семейств. )
Отношения с соседними государствами были испорчены. Военная угроза со стороны флорентийской Синьории Медичи и со стороны восточных берегов Италии от Мехмеда II заставили папу римского Сикста IV принять решение укрепить Великую капеллу и называться она стала Сикстинской.
Немного позднее были приглашены для росписи стен художники Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли. Работа была очень большая и требовались помощники: Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давид Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д'Антонио. Фрески, созданные мастерами, содержали огромное множество портретных фигур, с прописанными до мелочей деталями. О громадных размерах проведенной работы говорит хотя бы то, что в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни выполненных фигур, ведь первоначально таких фресок было 16.
Изображенные на этом сайте фрески- это самая малая часть фресок, опоясывающих стены Сикстинской капеллы.
Сикст IV хотел видеть такое здание, которое бы своим внешним видом представляло в глазах католиков всего мира военный оплот церкви, а внутренним убранством подчеркивало бы могущество римского Папы
Спустя примерно 20 лет, по заказу папы Юлия II уже другой знаменитый художник Микеланджело Буонарроти приступил к росписи свода с люнетами и распалубками, а позднее и алтарной стены — фреска «Страшный суд».
Работа велась уже по заказу папы Павла III. Микеланджело работал очень долго, на протяжении 33 лет. За это время многие художники приезжали в Рим, надеясь увидеть великие памятники прошлого и работу знаменитых мастеров, черпая вдохновение в увиденном.
Многие художники приезжали в Рим. Они хотели увидеть великие памятники прошлого и надеялись получить работу при папском дворе.
В 1506 году Микеланджело тоже приехал в Рим по приглашению папы Юлия И. Тот поручил Микеланджело расписать потолок
Сикстинской капеллы, церкви римских пап в Ватикане.
Очень властный и жестокий, папа Юлий 11 был умным и образованным человеком. Он понимал, что работа такого великого мастера, как Микеланджело, прославит его на века. Он надеялся войти в историю как покровитель талантливых художников. Но история оказалась умнее папы. Его имя знают только специалисты, зато народы всего мира восхищаются творениями Микеланджело!
Как же работал великий мастер, расписывая Сикстинскую капеллу? Микеланджело согласился на это предложение папы с неохотой, потому что сам считал себя скульптором, а не живописцем.
Но случилось так, что роспись Сикстинской капеллы стала самым грандиозным из его творений.
Четыре года, в труднейших условиях, один, без помощников, создавал свою громадную фреску Микеланджело. Эта работа была подвигом, ведь общая площадьросписей потолка составляла более шестисот квадратных метров, а число изображенных фигур достигало нескольких сот.
Лежа на лесах на спине работал художник, никого не подпуская. Папа торопил его, но Микеланджело не хотел видеть грозного заказчика во время работы. А если Юлий II все же появлялся, художник сбрасывал, будто нечаянно, доски с лесов. Это обращало в бегство разозлившегося старика.
На потолке Сикстинской капеллы автор создал девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле. По углам каждой сцены расположены фигуры обнаженных юношей. По бокам свода изображены семь пророков и пять прорицательниц. В остальных частях росписи - отдельные эпизоды из Библии.
Лучший образ этой росписи - первый человек Адам. Он, мужественный и красивый, лежит на склоне холма, протянув руки к Богу. Через плечо Бога смотрит ангел, восхищенный человеческой красотой.
Когда Микеланджело закончил работу, все были просто потрясены, увидев роспись. Это был целый мир, стройный и грандиозный! Весь ансамбль состоял из одних человеческих фигур, изображенных в самых разных позах. Каждая фигура наполнена силой, порывом.
Микеланджело показал человеку, каким он может и должен быть, что он может подчинить себе всю землю. Своим творением художник воспел великую надежду на лучшее, светлое будущее всего человечества.
источник http://www.art-urok.ru/freska.htm