Хай-тек
Хай-тек(англ.
hi-tech, от
high technology — высокие
технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего
модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и
практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма
и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас
Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо
Пиано.
Штаб-квартира Fuji
TV (арх. Кэндзо Тангэ)
ИстокиДля
становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм»,
перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также
важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с
конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея,
разрабатывавших кинетические структуры.
Хай-тек,
согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то
есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале,
обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола,
технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность,
монументальность.
Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек
называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они
не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их
произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если
хай-тек — пик модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в
архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой
эпохи.
Ранний хай-текОдним
из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду
в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект
был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из
признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).
ЦентрПомпиду В
Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в
стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании
Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе
хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда
активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию
Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц
выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя
их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей
оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается
новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре.
Здание компании Ллойдз, 1986Современный хай-текХай-тек
уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие),
Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том,
что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне
архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители
признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).
Начиная
с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек - стили, в противоположность
хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в
диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и
итальянца Р. Пиано).
Дом-над-
Водопадом. Фрэнк
Ллойд Райт
Основные черты·
Использование высоких технологий в
проектировании, строительстве и инжиниринге зданий и сооружений.
·
Использование прямых линий и простых фигур.
·
Широкое применение стекла, пластика, металла.
·
Трубчатые конструкции из металла и лестницы,
выведенные наружу здания.
·
Децентрированное освещение, создающее эффект
просторного, хорошо освещённого помещения.
·
Широкое использование серебристо-металлического
цвета.
·
Высокий прагматизм в планировании пространства.
·
Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма
(в противоположность био-теку).
·
В виде исключения жертвование функционалом в
угоду дизайну и стилю хай-тек.